Умей сказать Нет

Коррекционно -  профилактическое занятие.

Тема:  «Умей сказать «нет».

Цели:

  • содействие формированию у школьников здорового образа жизни;
  • формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение;
  • формирование умения противостоять нежелательному влиянию;
  • овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора;
  • расширение и закрепление знаний учащихся о здоровом образе жизни;
  • формирование у школьников чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • содействие формированию нравственной личности, стремящейся к добру и красоте.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.  Ручки, лист бумаги, бланки с изображением термометра, тихая спокойная музыка.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

(Вступительное слово).

Ребята! Вы знаете, что в современном мире существует много проблем — таких, как пьянство, наркомания, преступность и др. К сожалению, они касаются не только взрослых, но и молодежи. Если мы не будем стремиться справиться с ними, наша жизнь не изменится к лучшему, не станет безопаснее. Сегодня мы с вами будем учиться говорить нет тем людям, которые будут предлагать нам наркотики или алкогольные напитки.

Упражнение 1. «Градусник». Учащиеся рефлектируют самочувствие по шкале от 1 до 10 баллов.

  • 1 балл низкий уровень самочувствия;
  • 5 баллов средний уровень самочувствия;
  • 10 баллов высокий уровень самочувствия.

 Упражнение 2.   «Что для тебя…»

У  каждого участника спросить: Что для тебя ?:

  • Ø юноша
  • Ø девушка
  • Ø семья
  • Ø друзья
  • Ø конфликт
  • Ø учеба
  • Ø нежность
  • Ø горе
  • Ø деньги
  • Ø одиночество
  • Ø счастье

 Ведущий благодарит участников группы: «Спасибо за ваши откровенные ответы».

         А сейчас давайте с Вами посмотрим видеоролик (просмотр видеоролика).

 Упражнение 3. «Отказ»

Работа проводится в микрогруппах. 

Задание: Сейчас Вам надо разделится на три микрогруппы. Каждая микрогруппа получит одну ситуацию и должна будет в течении 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося».

 

Проблемные ситуации

  1. Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и поможет тебе снять напряжение.
  2. Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
  3. Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, при­няв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.

 Обсуждение.

 Было ли сложно отказываться, не обидев приятеля. Что было самым сложным в выполнении этого упражнения.

Упражнение  4 «5 шагов отказа»

Что бы в будущем Вам было легче сказать человеку «нет», если Вы не хотите выполнять его просьбу, сейчас мы Вас познакомим с 5 шагами отказа:

  1. Сразу твердо сказать «нет»
  2. Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»
  3. Если давление продолжается, можно перейти в наступление
  4. «Я не хочу больше говорить на эту тему»
  5. Предложите компромисс. «Давай лучше…»

 А теперь давайте с Вами разыграем ваши ситуации, только по предлагаемой Вам схеме.

Нельзя допускать одновременно смешения ситуаций и выхода из них «лишь бы отстали».

 Ведущий: «Чаще всего люди употребляют алкоголь или наркотические вещества, ложно считая, что они, таким образом, справятся с плохим настроением, раздражением, переутомлением. Хотя в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, не прибегая к употреблению вредных для нашего организма веществ. Для этого можно использовать простые приемы, которые помогают почувствовать себя комфортнее и спокойнее. Вот некоторые из них».

 Ароматерапия – это использование запахов и ароматов для восстановления организма.

При переутомлении используется герань, лимон, мята, лаванда.

При депресивных состояниях используется лаванда, роза, шалфей, пихта.

 При раздражении используется кипарис, можжевельник, анис, мелиса.

 Цветотерапия – это использование цвета для восстановления организма.

 Оранжевый цвет дает ощущение радости жизни и веселья

 Желтый цвет улучшает настроение и положительно влияет на нервную систему

Зеленый цвет успокаивает нервы, устраняет состояние усталости

Синий цвет помогает при нарушениях сна, при головных болях

   Релаксация – расслабление организма.

Музыкотерапия - это  использование музыки для  расслабления и восстановления организма.

Релаксация под музыку.

Упражнение 5.

 «Сказочный  лес» Звучит тихая, спокойная  музыка. Ведущий просит участников, максимально расслабится и послушать:

«Сейчас Вам предлагается сесть максимально удобно на стуле, и закрыть глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Ваши ступни расслаблены, носки смотрят врозь. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Все Ваше тело от головы до ног, вплоть до самых малых клеточек кожи все лучше и лучше кровоснабжается и насыщается питательными веществами. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает…

Представьте себе, что вы совершаете прогулку по территории большого замка… Вы видите высокую каменную стену… увитую плющом… в котором находиться деревянная дверь… Вы открываете ее и входите… Вы оказываетесь в старом… сказочном  лесу… Где живут добрые волшебники… Вы идете по нему и выходите на красивую… уютную поляну… Здесь большой… красивый дуб…Под который вы садитесь… облокачиваетесь на него… и слушаете пение птиц… Журчание ручья… Вас окутывает нежная прохлада… Вокруг вас красота… тишина… спокойствие… Которыми вы и наслаждаетесь.»

 Запомните Жизнь – прекрасна!!!

  • Любите природу!
  • Пусть маленькие радости раздуют все ваши неприятности!
  • Преодолевайте трудности всегда с трезвой головой!
  • Цените людей окружающих Вас!  

Упражнение 6 «Закончи предложения»

Проводится рефлексия занятия, заполняются анкеты направленные на получение обратной связи касательно прошедшего занятия.

Инструкция: Заверши, пожалуйста предложения так, как считаешь нужным. Подписывать листок не обязательно.

  1. Что нового я узнал  на занятии…  
  2. Какие эмоции я испытывав во время занятия… 
  3. Мне  понравилось во время занятия… 
  4. Мне не понравилось на занятии…  
  5. Неожиданным для меня на занятии было…  
  6. Пожалуйста, оцените свое самочувствие в конце занятия по шкале от 1 до 10 баллов… 

 

   

        Упражнение «Что для тебя…»                                 Упражнение «Градусник»

   

                      Упражнение «Отказ»                                    Упражнение «Сказочный лес»    

   

                                                 Рефлексия «Найди себя и разукрась»

Конфликты (2)

Групповое профилактическое занятие

«Конфликты! Конфликты? Конфликты.»

 

Просим вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт:

Положительно.

  Не знаю.

   Отрицательно.

 
 

Упражнение «Ассоциация»

   

Упражнение «Я буду…»

Игра “Армрестлинг”

Упражнение «Сотворение чуда»

 Подведение итогов

 


Коррекционно - профилактическое занятие

Коррекционно -  профилактическое занятие.

Тема:  «Умей сказать «нет».

Цели:

  • содействие формированию у школьников здорового образа жизни;
  • формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение;
  • формирование умения противостоять нежелательному влиянию;
  • овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора;
  • расширение и закрепление знаний учащихся о здоровом образе жизни;
  • формирование у школьников чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • содействие формированию нравственной личности, стремящейся к добру и красоте.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.  Ручки, лист бумаги, бланки с изображением термометра, тихая спокойная музыка.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

(Вступительное слово).

Ребята! Вы знаете, что в современном мире существует много проблем — таких, как пьянство, наркомания, преступность и др. К сожалению, они касаются не только взрослых, но и молодежи. Если мы не будем стремиться справиться с ними, наша жизнь не изменится к лучшему, не станет безопаснее. Сегодня мы с вами будем учиться говорить нет тем людям, которые будут предлагать нам наркотики или алкогольные напитки.

Упражнение 1. «Градусник». Учащиеся рефлектируют самочувствие по шкале от 1 до 10 баллов.

  • 1 балл низкий уровень самочувствия;
  • 5 баллов средний уровень самочувствия;
  • 10 баллов высокий уровень самочувствия.

Упражнение 2.   «Что для тебя…»

У  каждого участника спросить: Что для тебя ?:

Предъявляются слайды

 

  • Ø юноша
  • Ø девушка
  • Ø семья
  • Ø друзья
  • Ø конфликт
  • Ø учеба
  • Ø нежность
  • Ø горе
  • Ø деньги
  • Ø одиночество
  • Ø счастье

 

Ведущий благодарит участников группы: «Спасибо за ваши откровенные ответы».

         А сейчас давайте с Вами посмотрим видеоролик (просмотр видеоролика).

          

 Упражнение 3. «Отказ»

Работа проводится в микрогруппах. 

Задание: Сейчас Вам надо разделится на три микрогруппы. Каждая микрогруппа получит одну ситуацию и должна будет в течении 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося».

Проблемные ситуации

  1. Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и поможет тебе снять напряжение.
  1. Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
  1. Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, при­няв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.
  2. Обсуждение.

 Было ли сложно отказываться, не обидев приятеля. Что было самым сложным в выполнении этого упражнения.

Упражнение  4 «5 шагов отказа»

Что бы в будущем Вам было легче сказать человеку «нет», если Вы не хотите выполнять его просьбу, сейчас мы Вас познакомим с 5 шагами отказа:

  1. Сразу твердо сказать «нет»
  2. Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…»
  3. Если давление продолжается, можно перейти в наступление
  4. «Я не хочу больше говорить на эту тему»
  5. Предложите компромисс. «Давай лучше…»

 

А теперь давайте с Вами разыграем ваши ситуации, только по предлагаемой Вам схеме.

Нельзя допускать одновременно смешения ситуаций и выхода из них «лишь бы отстали».

Ведущий: «Чаще всего люди употребляют алкоголь или наркотические вещества, ложно считая, что они, таким образом, справятся с плохим настроением, раздражением, переутомлением. Хотя в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, не прибегая к употреблению вредных для нашего организма веществ. Для этого можно использовать простые приемы, которые помогают почувствовать себя комфортнее и спокойнее. Вот некоторые из них».

Ароматерапия – это использование запахов и ароматов для восстановления организма.

При переутомлении используется герань, лимон, мята, лаванда.

При депресивных состояниях используется лаванда, роза, шалфей, пихта.

При раздражении используется кипарис, можжевельник, анис, мелиса.

Цветотерапия – это использование цвета для восстановления организма.

Оранжевый цвет дает ощущение радости жизни и веселья

Желтый цвет улучшает настроение и положительно влияет на нервную систему

Зеленый цвет успокаивает нервы, устраняет состояние усталости

Синий цвет помогает при нарушениях сна, при головных болях

Релаксация – расслабление организма.

Музыкотерапия - это  использование музыки для  расслабления и восстановления организма.

Релаксация под музыку.

Упражнение 5.

 «Сказочный  лес» Звучит тихая, спокойная  музыка. Ведущий просит участников, максимально расслабится и послушать:

«Сейчас Вам предлагается сесть максимально удобно на стуле, и закрыть глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Ваши ступни расслаблены, носки смотрят врозь. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Все Ваше тело от головы до ног, вплоть до самых малых клеточек кожи все лучше и лучше кровоснабжается и насыщается питательными веществами. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает…

Представьте себе, что вы совершаете прогулку по территории большого замка… Вы видите высокую каменную стену… увитую плющом… в котором находиться деревянная дверь… Вы открываете ее и входите… Вы оказываетесь в старом… сказочном  лесу… Где живут добрые волшебники… Вы идете по нему и выходите на красивую… уютную поляну… Здесь большой… красивый дуб…Под который вы садитесь… облокачиваетесь на него… и слушаете пение птиц… Журчание ручья… Вас окутывает нежная прохлада… Вокруг вас красота… тишина… спокойствие… Которыми вы и наслаждаетесь.»

Запомните Жизнь – прекрасна!!!

  • Любите природу!
  • Пусть маленькие радости раздуют все ваши неприятности!
  • Преодолевайте трудности всегда с трезвой головой!
  • Цените людей окружающих Вас!  

Упражнение 6 «Закончи предложения»

Проводится рефлексия занятия, заполняются анкеты направленные на получение обратной связи касательно прошедшего занятия.

Инструкция: Заверши, пожалуйста предложения так, как считаешь нужным. Подписывать листок не обязательно.

  1. Что нового я узнал  на занятии…  
  2. Какие эмоции я испытывав во время занятия… 
  3. Мне  понравилось во время занятия… 
  4.  Мне не понравилось на занятии… 
  5. Неожиданным для меня на занятии было… 
  6. Пожалуйста, оцените свое самочувствие в конце занятия по шкале от 1 до 10 баллов… 

 

 Занятие завершено. Спасибо за работу.

Конфликты

 

 

Групповое профилактическое занятие

«Конфликты! Конфликты? Конфликты.»

 Просим вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт:

Положительно.

  Не знаю.

   Отрицательно.

 
 
 
Игра “Армрестлинг”                              Упражнение «Ассоциация»
 
 
Упражнение «Сотворение чуда»

Упражнение «Я буду…»

 
Подведение итогов

Урок Я cмогу

Цель:  способствовать формированию позитивных установок у  учащихся на создание индивидуальных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций.

         Задачи:

1. Содействие сохранению психологического здоровья учащихся.

2. Повышение самооценки; формирование позитивной Я-концепции; создание внутреннего ресурса.

3.  Развитие навыков рефлексии.

Аудитория: учащиеся 1-го курса.

Количество участников: 10  человек.

Оборудование:  видеоролик с проблемной ситуацией, ручки по количеству участников,  листы бумаги, рефлексивный кубик.

План урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Основная часть урока.
  3. Завершение занятия. Рефлексия.

 

Ход урока.

1. Приветствие. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Как здорово, что сегодня мы с вами встретились! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза вашего соседа, улыбнитесь и  пожелайте друг другу что-то хорошее. Теперь посмотрите на нас. Мы рады вас видеть на сегодняшнем уроке,  желаю вам отличного настроения на весь день.

Тема нашего занятия сегодня – «Я смогу!».

А значит, мы поговорим с вами о трудных ситуациях в нашей жизни и самое главное – научимся верить в себя.

2. Основная часть.

Ведущий:  Для начала, я хочу предложить вам посмотреть небольшой видеоролик (Просмотр видео материала).

Ведущий:  Итак, давайте попробуем прочитать между строк, какие  «ямы» человек может встретить на своем пути? (Ответы ребят.)

Ведущий:  Да, совершенно верно, на пути человека встречается огромное количество трудностей. Но почему порой мы не сразу справляемся со своими трудностями? (Показ слайда, содержащего причины трудностей из просмотренного видеоролика, групповое обсуждение)

Ведущий:  Мы с вами выяснили,  что основная причина неумения решать трудные ситуации заключается в неуверенности человека в своих силах. Что такое неуверенность? А какое качество противоположно неуверенности – Уверенность. Только уверенный человек может справиться со сложившимися обстоятельствами и не «упасть в яму». А уверенности в себе так легко научиться, давайте поиграем!

Упражнение релаксации «Кинозал». Сядьте так, как вам удобно. Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в зале кинотеатра, вокруг никого нет,  вы совершенно один. Перед вами только пустой экран кинозала, посмотрите на него. На экране начинают появляться картинки, присмотритесь, это фильм о вас. О лучшем дне вашей жизни. Вернитесь в него, что это за день? Что вас окружает, кто находится рядом с вами? Что вы чувствуете, какие эмоции вас переполняют? Уверенность, радость, удовольствие заполняют вас сейчас от макушки головы до кончиков пальцев. Тепло расходится по всему телу. На счет «3» постарайтесь вернуться в наш класс: «1», «2», «3».

Ведущий: Теперь, когда вы заряжены хорошим настроением и уверенностью в себе,  мы с вами напишем письмо будущему «Я», и дадим напутствие (пожелания) самому себе в будущем.

3. Завершение занятия

Рефлексия (с использованием рефлексивного кубика), подведение итогов занятия.

Ведущий:  Итак, сегодня мы поговорили о возможных трудностях в жизни человека и сделали вывод о том, что уверенному в себе человеку легче справиться с различными препятствиями на своем пути. Я надеюсь, что наше занятие оказалось полезным для вас.

 

Список использованной литературы

  1. Жданова, О. Психологические технологии: акция письмо. / О. Жданова. // Школьный психолог. – 2010. - №3.
  2. Кипнис, М. 128 лучших игр и упражнений для тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу. / М. Кипнис. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 317 с.
  3. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. /Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.