Памятка для педагога по работе с учащимися, имеющими статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицами данной категории, отличающимися высоким уровнем тревожности

Распад семьи и депривация материнской заботы сами по себе делают подростка, лишенного родительского попечительства тревожным. Психология депривированной личности детей-сирот характеризуется повышенной тревожностью, страхами и агрессивностью.

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

 

Общие требования:

  • Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса
  • Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований.Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах. Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины
  • Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо
  • В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения.  Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость.  Не сравнивайте учащегося с окружающими
  • Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть
  • Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше

В урочной деятельности:

  • Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей
  • Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал
  • Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений
  • Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки
  • Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы

Внушение:

Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.

Обучение:

Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.

Воспитательные воздействия:

  • Убеждение на собственном опыте и опыте других
  • Увлечение хорошими перспективами
  • Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха