Профилактика наркомании в РБ

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, министерств внутренних дел, здравоохранения, информации, культуры, образования, спорта и туризма Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем выступлении на пятом Всебелорусском народном собрании особо отметил: «Нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания... Ведь эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа. Поэтому и бороться за здоровый образ жизни надо всем миром!».

Угроза распространения наркопотребления Сегодня наркомания поразила все страны мира. Всемирный доклад ООН о наркотиках 2018 года констатирует, что около 275 млн. человек употребляли наркотики хотя бы один раз. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), в последнее время из-за употребления наркотиков ежегодно умирает приблизительно 450 тыс. человек (почти вдвое превышает число жертв атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки в 1945 году). Эксперты ВОЗ заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:  удовлетворение любопытства (75% от всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их по этой причине);  подражание (почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам);  веяние определенной «моды»;  крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров. В XXI веке посредством Интернета предпринимаются попытки формирования т.н. пронаркотического сознания. Основную роль в этом играют сомнительные интернет-ресурсы, социальные сети, мессенджеры, позиционирующие безопасность наркотиков каннабисной группы (каннабис – однолетнее растение семейства коноплевых, служит сырьем для

изготовления марихуаны, гашиша) и призывающие к легализации марихуаны. Информационное пространство является своего рода маркетинговой средой, позволяющей обеспечить изготовление, переработку, сбыт и приобретение наркотиков.

Основные классификации наркотиков Наркотики классифицируют по источнику происхождения (растительные либо синтетические) и фармакологическим свойствам (анальгетики опийного ряда, психостимуляторы, галлюциногены, психоделики, диссоциативы, транквилизаторы (депрессанты) и др.). Подобное деление наркотиков на группы весьма условно, так как степень их воздействия зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции). Насчитывается свыше 200 лекарственных средств, применение которых может способствовать формированию у пациентов болезненного влечения к ним. В Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества), подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 19), включено более 600 веществ, объединенных в пять списков.

Негативное воздействие наркотических веществ на здоровье человека. Социальные последствия наркопотребления По подсчетам экспертов, наркоман в течение своей жизни вовлекает в употребление наркотических средств от 5 до 17 человек. Обязательное следствие наркомании – искажение семейных связей. Для лиц, употребляющих наркотики, характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте, что влечет за собой экономические потери (непроизведенный доход). По данным Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, в 2018 году отравления наркотическими средствами и психотропными веществами стали причиной смерти 30 человек (в первой половине 2019 г. – 15 человек). Помимо смертельных и несчастных случаев в остром психотическом состоянии, следует назвать самоубийства, как результат депрессии, дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим). Риск самоубийства

возрастает при алкоголизме в 200 раз, при наркоманиях – в 350 раз. Длительность жизни наркозависимого человека – ориентировочно 10-15 лет. Обеспечивая предложение наркотиков, вовлекая в среду криминальной деятельности молодых людей, наркопреступность проникает в различные сферы жизнедеятельности человека. Тяжелейшим социальным следствием наркотизации являйся рост преступности в обществе (в том числе организованной международной преступности) и ухудшение состояния здоровья населения в целом.

Противодействие незаконному обороту наркотиков в Беларуси По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в 2012 – 2014 годах обстановка в стране, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризовалась значительным ростом наркопреступлений, увеличением числа наркопотребителей (в первую очередь спайса) и их омоложением. За 2014 год прирост наркопреступлений составил более 46%. Ситуация была стабилизирована после подписания Главой государства 28 декабря 2014 г. Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Комплексный подход к решению проблемы наркотиков принес ощутимые результаты. Как сообщило МВД, число зарегистрированных наркопреступлений с 2014 года по 2018 год сократилось в 1,5 раза (2014 год – 7,3 тыс., 2018 год – 4,9 тыс.), а совершенных несовершеннолетними либо с их участием – почти в 5 раз (с 466 в 2014 году до 97 в 2018 году). Удельный вес наркопреступлений в массе общеуголовных преступлений снизился с 7,8% в 2014 году до 5,9% в 2018 году. Как сообщает Министерство информации Республики Беларусь, в 2015 – 2019 годах по уведомлению МВД были приняты решения об ограничении доступа к 558 информационным ресурсам в сети Интернет за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств. Складывающаяся в 2019 году в Республике Беларусь наркоситуация продолжает оставаться контролируемой и стабильной. Об этом свидетельствует снижение на 5% числа зарегистрированных наркопреступлений (с 2666 за 6 месяцев 2018 г. до 2533 за 6 месяцев 2019 г.). По данным МВД, на 10,7% снизилось количество выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками. Справочно. По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, количество изъятых наркотиков в 2018 году составило 883 кг.
Наибольшую долю составил гашиш – 59%, марихуана – 33% и маковая соломка – 7%. За 6 месяцев 2019 г. было изъято 315 кг наркотических средств и психотропных веществ. Вместе с тем общее количество передозировок наркотиками в текущем году несколько возросло (соответственно 141 – 166), при этом число передозировок, допущенных несовершеннолетними, снизилось в 2 раза (6 – 3). Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту. В 2018 году за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков было осуждено почти в два раза меньше несовершеннолетних по сравнению с 2017 годом. Если в 2017 году было 105 несовершеннолетних, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, то в 2018 году – 58. За первое полугодие этого года осуждены 23 несовершеннолетних, из них 9 - за распространение.

Ответственность, предусмотренная в Республике Беларусь за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений В соответствии с частью 1 статьи 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов санкция части 2 статьи 328 УК Республики Беларусь предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. Справочно. 23 июля 2019 г. Глава государства А.Г.Лукашенко подписал Закон «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь». В документе, в том числе, предусматривается сокращение нижнего предела наказания за незаконный оборот наркотиков (статья 328 УК). При этом срок лишения свободы по части 2 этой статьи устанавливается от 3 до 8 лет, а по части 3 – от 6 до 15 лет (до принятия Закона – соответственно от 5 до 8 и от 8 до 15 лет). Корректировка УК позволит судам в каждом конкретном случае более
избирательно подходить к назначению наказаний за преступления, связанные с оборотом наркотиков, с учетом всех обстоятельств их совершения. Сбыт наркотиков, потребление которых повлекло смерть человека, карается лишением свободы на срок от 12 до 25 лет (часть 5 статьи 328 УК). Уголовная ответственность за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений предусмотрена также статьями 327, 328-1, 328-2, 329, 330–332 УК. Справочно. По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, наибольшее количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых преступниками, в зависимости от их умысла, квалифицируется частями 1 – 4 статьи 328 УК (94% за 6 месяцев 2019 г.). За потребление наркотиков в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии наркотического опьянения частями 4–6 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность (штраф в размере от 5 до 15 базовых величин). За повторное совершение таких действий в течение года – уголовная.

Основные статистические данные по Республике Беларусь В нашей стране создана многоуровневая система оказания наркологической помощи. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в структуре наркологической службы функционирует 28 стационарных отделений, 26 отделений дневного пребывания, развернуто 270 коек для реабилитации наркозависимых пациентов. В каждой центральной районной больнице имеется кабинет врача-психиатра-нарколога для оказания медицинской помощи наркозависимым. Для обслуживания взрослого населения введено 437 должностей врачей-психиатров-наркологов, для обслуживания детского населения – 82 должности врачей-психиатров-наркологов. В 2018 году общее число состоящих на учете больных наркоманией, токсикоманией и потребителей психоактивных веществ (далее – ПАВ), составило около 13,7 тыс. человек. Наибольшее число пациентов – в г.Минске (около 5,3 тыс. человек), наименьшее – в Могилевской области (порядка 900 человек). Общее число лиц, страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ, составило 7,7 тыс. пациентов.

По оперативной ведомственной отчетности, на 1 июля 2019 г. под диспансерным наблюдением наркологической службы находилось 7,6 тыс. пациентов с синдромом зависимости от наркотических веществ и 5,1 тыс. пациентов под профилактическим наблюдением в связи с употреблением наркотических веществ, которое носит вредные последствия, но не сопровождается клиническими проявлениями заболевания. Вместе с тем часть лиц, употребляющих ПАВ, не попадает в поле зрения медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов. Начиная с 2016 года в республике отмечается снижение обращаемости населения за оказанием наркологической помощи. Так, в 2016 году синдром зависимости от наркотических веществ был впервые установлен у 679 пациентов, в 2018 году – у 439 пациентов. В республике среди лиц, состоящих на наркологическом учете, женщины составляют 17,38% (2,4 тыс. человек). Наиболее многочисленные возрастные группы потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества – 26-30 лет (3,2 тыс. человек, или 23,07%), 31-35 лет (22%), 21-25 лет (20%). Наибольшее количество больных наркоманией и токсикоманией имеют среднее образование – 47% (6,5 тыс. человек), среднее специальное – 39%, неполное среднее образование – 11%, высшее – 2%. Семейное положение наблюдаемого контингента: холост (не замужем) – 54% (7,4 тыс. человек), женат (замужем) – 26%, разведен (разведена) – 17%, вдовец (вдова) – 3%. 34% пациентов судимы два и более раза (4,6 тыс. человек), однократно судимы – 25% (3,3 тыс. человек), при этом судимость 34% пациентов была связана с наркотиками. Анализ показателей здоровья населения свидетельствует о снижении общего числа лиц, страдающих наркоманией, на протяжении последних лет. Тем не менее в нашей стране проблема распространения наркотиков не утрачивает своей значимости. Проведенный Генеральной прокуратурой анализ данных о лицах, совершивших незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, показывает, что основной перманентной их характеристикой является отсутствие занятости. Среди выявленных лиц, совершивших данные преступления в 2018 году, удельный вес не работающих и не учащихся составил 70,7%.

Реализуемые в Беларуси меры по лечению и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией В Республике Беларусь государственная политика в области оказания наркологической помощи направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья граждан, улучшение морально-психологического положения лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, в семье, коллективе, обществе.

Справочно. В разделе «Болезни от А до Я» сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь функционирует подраздел «Наркомания», где даны подробные ответы на вопросы «Каковы популярные заблуждения о наркотиках?», «Каковы современные методы лечения и профилактики наркотической зависимости?» и др. (см.: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/profilaktika-zabolevaniy/index.php). На основании государственных социальных стандартов наркологическая помощь является бесплатной. Данная помощь может оказываться в организациях здравоохранения, как в амбулаторных, стационарных условиях, в отделениях дневного пребывания, так и вне организаций здравоохранения (для лиц, отбывающих наказание в условиях пенитенциарной (уголовноисполнительной) системы). Для лиц, обратившихся в организацию здравоохранения добровольно, предусмотрено анонимное лечение без постановки на наркологический учет. Справочно. При добровольном обращении несовершеннолетнего или его законных представителей за наркологической помощью врачиспециалисты учреждения здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер» (см.: https://narkologi.by) проводят анонимное консультирование. При самостоятельном обращении за наркологической помощью несовершеннолетнего с диагнозом употребления психоактивных веществ с вредными последствиями он наблюдается врачом-психиатром-наркологом на условиях анонимности. При установлении оснований для наблюдения несовершеннолетнего в контрольной, профилактической, диспансерной группах наблюдения либо при необходимости назначения анонимно наблюдаемому несовершеннолетнему медикаментозного лечения, врач-специалист информирует его законных представителей. Для систематического оказания консультативной помощи населению по профилактике зависимостей организована работа «прямых линий» и «телефонов доверия», в том числе с участием врачей-валеологов (врач, который профессионально разбирается в вопросах здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом,

социальном и психическом уровнях), психологов, врачей-наркологов, психотерапевтов. Во всех областях республики функционируют реабилитационные отделения (центры) для пациентов наркологического профиля. Реабилитация осуществляется мультидисциплинарными бригадами специалистов (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, психолог, социальный работник). Для потребителей инъекционных наркотиков (далее – ПИН) доступны программы снижения вреда. Во всех регионах Беларуси уже в течение более 10 лет осуществляется т.н. заместительная терапия метадоном (назначение препарата метадон взамен употребляемых инъекционных опиоидов, поддержанное ВОЗ и ООН, далее – ЗТМ). На 1 января 2019 г. в Беларуси ЗТМ принимали 728 пациентов с синдромом зависимости от опиоидов, за последние три года их количество снизилось на 17,5%. В конце 2019 года на базе государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» планируется открытие экспериментального отделения по проведению лечения, оказанию психологической и психотерапевтической помощи лицам, страдающим наркозависимостью, в соответствии с обязательной программой по их социализации. Для своевременного принятия мер по профилактике наркомании важным является выявление лиц, употребляющих наркотические средства, в трудовых (учебных) коллективах для организации профилактической работы, оказания медицинской помощи и реабилитации. При этом существенную роль играет формирование в организации корпоративной культуры.

Профилактика наркомании среди детей и молодежи Основные направления работы по профилактике наркомании среди детей и молодежи:  обучение и просвещение учащихся;  подготовка и переподготовка педагогических кадров;  информационное просвещение родительской общественности. В учреждениях образования (далее – УО) обеспечиваются:  выполнение Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией на 2019 – 2020 годы;  выполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и

правопорядка в УО, профилактике противоправного поведения и негативных явлений в молодежной среде, формированию правовой культуры учащихся; Справочно. В этих целях в УО реализуются различные мероприятия и проекты по организации профилактической работы с обучающимися и родительской общественностью. К примеру: в Гомельской области в УО проведены единые дни здоровья «Молодежь за здоровье», профилактические молодежные акции «Полезные каникулы», «Здоровая нация», флешмобы «Зимний бум»; в Минской области проведена межведомственная акция «Дружим с Законом!»; в г.Минске проведены лекции «Мотивы «плохого» поведения», «Предупрежден – значит вооружен: легальных «миксов» не существует!» (в сотрудничестве с инспекцией по делам несовершеннолетних и управлением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома).  проведение психосоциального анкетирования и медицинских осмотров учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, в порядке, утвержденном Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь;  организация постоянно действующих семинаров для руководителей и специалистов УО по тактике выявления обучающихся, находящихся в состоянии наркотического опьянения, потребляющих алкогольные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества и их аналоги. Во всех социально-педагогических центрах страны созданы и осуществляют свою деятельность отделы (сектора) профилактики и комплексной реабилитации. Справочно: По данным Министерства образования Республики Беларусь, в 2018 году за оказанием помощи в социально-педагогические центры обратилось более 400 несовершеннолетних (в Брестской области – 101 человек; в Гродненской области – 135 человек; в Гомельской области – 25 человек; в Могилевской области – 64 человека; в Минской области – 96 человек; в г.Минске – 71 человек). Обеспечивается временная трудовая занятость обучающихся как в индивидуальной форме, так и в составе трудовых бригад, студенческих отрядов. Первоочередным правом трудоустройства пользуются учащиеся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа либо находящиеся в социально опасном положении. Справочно.

В 2018 году организована работа 1883 студенческих отрядов, в составе которых трудоустроены около 12,5 тыс. несовершеннолетних, что составляет почти 50% от общего количества трудоустроенных, из них 784 человека, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и 364 несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в УО продолжена реализация:  профилактического проекта «Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра!»;  межведомственных информационных проектов «Здоровая школа», «Здоровый класс», «Школа – территория здоровья». Учащиеся активно вовлекаются в проведение спортивномассовых (молодежный марафон «Формула будущего: Молодежь + Здоровье», соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Стремительный мяч» и др.) и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках 6-го школьного дня, с учетом их интересов и возрастных особенностей. Работа спортивных залов в УО организована с акцентом на вечернее время. Новой формой профилактической работы является проведение комплексной реабилитации несовершеннолетних, которая включает систему мер по оказанию социально-педагогической и психологической помощи, проведению медицинской профилактики и реабилитации в отношении несовершеннолетнего, направленных на восстановление его здоровья, предупреждение противоправного поведения, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формировать ценностные ориентации. В целях раннего выявления употребляющих наркотические средства нужно последовательно внедрять тестирование школьников на употребление наркотических средств в установленном порядке.

Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями и движениями, религиозными организациями Важнейшим компонентом в профилактике наркомании является активное партнерство госорганов с общественными организациями. По инициативе Республиканского совета РОО «Белая Русь» в стране ежегодно проводится акция «Белая Русь» – против наркотиков», в ходе которой первичными организациями объединения проводится комплекс мероприятий по профилактике наркомании среди различных категорий населения. Справочно.

Например, Гомельской областной организацией «Белая Русь» и УВД Гомельского облисполкома проведен конкурс социальной рекламы «Жизнь вне зависимости» среди обучающихся и студентов. Молодечненской районной организацией изданы информационные буклеты о вреде наркотиков, проведены конкурсы плакатов и рисунков «Мы выбираем здоровье», информационные часы в УО «Трагедия молодого поколения», а также совместно с учреждениями здравоохранения занятия «Откровенно о наркотиках и здоровье». За 2018 год ОО «БРСМ» совместно с заинтересованными органами государственного управления проведено в Беларуси более 270 мероприятий, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма (в том числе акций и проектов в рамках молодежного движения «Я люблю тебя, жизнь!»). БРСМ, министерства спорта и туризма, информации, образования Республики Беларусь, Минский областной и Воложинский районный исполнительный комитеты, Белорусская железная дорога являются организаторами республиканского спортивного фестиваля для работающей молодежи «Олимпия» (ежегодно в нем принимают участие более 1,5 тыс. юношей и девушек из разных регионов Беларуси). На решение проблем по распространению наркотиков, формирование единой негативной позиции в отношении наркотиков и лиц, их распространяющих направлена республиканская акция БРСМ и МВД «ОСТОРОЖНО! дороГа в АД!» (см.: http://brsm.by/news/aktsiya-brsmostorozhno-doroga-v-ad-startovala-v-belarusi/). При поддержке областных структур управлений образования и управлений (отделов) по наркоконтролю и противодействию торговле людьми действуют молодежные отряды охраны правопорядка. Справочно. По состоянию на 1 января 2019 г. свыше 15,3 тыс. человек объединены в 800 отрядов. Министерство образования для проведения в УО Беларуси обучающих семинаров, информационно-просветительных мероприятий, разъяснительной работы среди родительской общественности активно привлекало представителей РОО «Матери против наркотиков», РОО «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО», Центров доверия подросткам при учреждениях здравоохранения и др. В свою очередь МВД наладило эффективное взаимодействие с БОО «Позитивное движение», фондом «Центр здоровой молодежи», РОО «Матери против наркотиков» и др. Эти структуры приняли активное участие в разработке и поддержке сайта Pomogut.by. Справочно.

Данный веб-ресурс ориентирован на оказание помощи конкретному гражданину в конкретном населенном пункте: начиная от советов при наркозависимости и передозировки и до оказания помощи несовершеннолетним (зависимым, созависимым). Ведется работа над второй ветвью ресурса, которая будет ориентирована на детей, педагогов и родителей. Вышеназванные организации также консультируют нуждающихся в помощи на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей (http://7ja-by.by). Министерство здравоохранения за счет активного взаимодействия с общественными организациями (РОО «Матери против наркотиков», БОО «Позитивное движение», ОО «Анонимные наркоманы» и др.) развивает стационарзамещающие технологии, что способствует увеличению длительности ремиссии (период течения хронической болезни) лиц, зависимых от ПАВ. Органами местного управления поддержаны инициативные группы населения, созданные в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (см.: http://minzdrav.gov.by/ru/sobytiya/uchastie-belarusii-v-povestke-dnya-/). Активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с наркоманией принимают религиозные организации традиционных конфессий. Действует Координационный центр Белорусской Православной Церкви (далее – БПЦ) по противодействию наркомании и алкоголизму в честь святого мученика Вонифатия. Функционируют Реабилитационный центр Белорусского Экзархата «Анастасис» для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (д.Сосновка, Слонимский район Гродненской области; в июле 2016 г. было подписано соглашение о сотрудничестве Центра «Анастасис» с МВД Республики Беларусь; за время работы центра реабилитацию прошли свыше 460 человек; см.: http://www.anastasis.by), Центр духовной реабилитации алкоголе- и наркозависимых лиц в сочетании с трудотерапией (подворье Свято-Елисаветинского монастыря в дер.Лысая Гора Минского района, см.: http://obitel-minsk.ru) и др. Синодальным отделом по тюремному служению БПЦ выполняется План духовно-просветительской работы по предупреждению правонарушений и профилактике пьянства и употребления наркотических, психотропных, одурманивающих веществ и их аналогов в учреждениях Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. В борьбе с наркозависимостью принимают участие организации Римско-католической церкви в Республике Беларусь (далее – РКЦ). В том числе Молодежная миссия «Чистое сердце» при Минско


Могилевской архиепархии РКЦ, Центр по борьбе с зависимостями при религиозной общине «Приход Царя Иисуса Христа» в г.п.Бегомль Докшицкого района Витебской епархии и др. Вклад в предупреждение и противодействие наркомании вносят также Объединенная Церковь христиан веры евангельской, организации евангельских христиан баптистов, религиозное объединение общин христиан полного Евангелия, республиканское религиозное объединение «Конференция Церквей Христиан Адвентистов Седьмого Дня в Республике Беларусь». В иудейских и мусульманских религиозных общинах акцент делается на пропаганду среди верующих здорового образа жизни.

Антинаркотическая пропаганда в Республике Беларусь Государственными СМИ обеспечено широкое информационное сопровождение рассматриваемой тематики. Созданы специальные рубрики, проводятся совместные с госорганами акции, в теле- и радиопередачах. Активная работа по размещению и обсуждению материалов антинаркотической направленности ведется на форумах интернет-ресурсов, в социальных сетях и блогах. На сайте агентства БелТА создана постоянная рубрика «Борьба с незаконным оборотом наркотиков» (см.: https://www.belta.by/all-rubric-news/viewSuzet/borba-s-nezakonnymoborotom-narkotikov-36/). В эфире телеканалов размещено около 10 социальных видеороликов, посвященных вопросам антинаркотической направленности и здорового образа жизни (в том числе по инициативе Мининформа). Справочно. Среди них: «Твой выбор», «Наркодилер», «Сделай правильный выбор» и др. Кратность в эфирном времени составляет 2–3 раза в день. Также профилактические видеоролики были созданы в Беларуси по заказу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании для использования при проведении классных часов, воспитательных мероприятий по тематике здорового образа жизни. Справочно. Например, видеоролик «Как работают наркотики?» (см: https://www.youtube.com/watch?v=-ucf06JiHHQ). Кинотеатрами и кино-видеоустановками в регионах организуются циклы кинопоказов с предсеансовыми тематическими видеофильмами, социальными роликами, беседами с участием представителей РОВД, врачей-наркологов, врачей-валеологов.


Библиотечные выставочные комплексы пополняются соответствующими информационными материалами. Организована работа по оформлению на улицах и в местах проведения мероприятий соответствующих рекламных щитов, лайтпостеров (рекламная конструкция для пешеходов, имеющая, как правило, двухстороннюю структуру, на светопрозрачной основе). Клубными учреждениями организовываются мероприятия по формированию здорового образа жизни: тематические ток-шоу, диско-акции, танцевальные и музыкальные флэш-мобы, интерактивные и форум-театры, акции-концерты, шоу-программы, конкурсы и выставки тематических рисунков и плакатов. Справочно. Например, к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (1 марта) среди клубных учреждений Ивацевичского района Брестской области проведен районный конкурс на лучший сценарий и плакат по теме «Мир без наркотиков». По итогам конкурса издан сборник лучших сценариев. При клубных учреждениях работает более 11 тыс. клубных формирований, в которых занимается свыше 110 тыс. детей и молодежи. Их творческий потенциал реализуется через многочисленные международные, республиканские, областные и районные мероприятия (фестивали, смотры-конкурсы, выставки, праздники, КВН, экскурсии, музейные занятия, интеллектуальные турниры и др.). В регионах регулярно проводятся культурно-спортивные праздники («День здоровья», «Молодежь за здоровый образ жизни!», «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Здоровый я – здоровая страна!»), спортивно-игровые программы («Спорт – ты мой друг!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Здоровый человек – богатый человек!») и спортивно-развлекательные программы («Мое здоровье – в моих руках» и др.). Справочно. Например, на протяжении пяти лет в Могилевской области организовано проведение спортивных мероприятий «Через спорт и общение к здоровью каждого», в которых принимают участие воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений, подростки, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, а также участники подростковых православных патриотических клубов «Сокол», «Пересвет». Антинаркотическая пропаганда активно ведется в Интернете. К примеру, на сайте Следственного комитета Республики Беларусь функционирует рубрика «Вместе против наркотиков!» (см.: https://sk.gov.by/ru/vmeste-protiv-narkotikov/), на сайте МВД – раздел


«Предупреждение и профилактика наркомании» (см.: https://mvd.gov.by/ru/page/zdorovyj-obraz-zhizni/preduprezhdenie-i-profilaktika-narkomanii). В структуре информационно-образовательного портала для школьников Вучань.by создан раздел «Нет наркотикам!», содержащий, помимо официальной информации, поучительный кроссворд по тематике борьбы с наркотиками, а также тематические пазлы (см.: https://vuchan.by/информирование/декрет-№6).

Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями в рамках борьбы с наркоманией Беларусь является участником всех многосторонних антинаркотических соглашений, а также соответствующих конвенций ООН. Наша страна принимает активное участие в международной системе контроля над наркотиками. Белорусский опыт востребован и положительно позиционируется на международной арене. Справочно. В 2016 году Комиссия ООН по наркотическим средствам на 59-й сессии приняла Резолюцию «Содействие принятию мер в отношении новых психоактивных веществ и стимуляторов амфетаминового ряда». Авторами данной резолюции являлись Австралия, Беларусь и США. В 2017 году зафиксировано соавторство 45 государств во второй белорусской резолюции, посвященной профилактике наркопотребления среди детей и молодежи. В текущем году в ходе 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам Республика Беларусь стала соавтором проекта резолюции Российской Федерации «Поддержка Международного комитета по контролю над наркотиками в деле выполнения его роли, закрепленной в международных договорах». Активное сотрудничество в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании белорусская сторона осуществляет в рамках Союзного государства и ОДКБ, с Управлением ООН по наркотикам и преступности (далее – УНП ООН), ОБСЕ, ЕС, СЕ, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Интерполом, Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Группой Совета Европы по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом (Группа Помпиду), ФБР, Детским фондом ООН (далее – ЮНИСЕФ) и др. Справочно. К примеру, 14 декабря 2018 г. в рамках сотрудничества Верховного Суда Республики Беларусь и ЮНИСЕФ в партнерстве с УНП ООН

состоялась Международная конференция, посвященная вопросам предупреждения преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; 21 мая 2019 г. в МИД Республики Беларусь состоялась церемония подписания меморандумов о сотрудничестве между Государственным пограничным комитетом, Государственным таможенным комитетом, Министерством внутренних дел, Следственным комитетом Республики Беларусь и Агентством по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США. 2 августа 2019 г. в г.Минске состоялась международная конференция «Предупреждение потребления несовершеннолетними наркотиков и алкоголя», организованная Генеральной прокуратурой Республики Беларусь во взаимодействии и при поддержке представительства ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках глобальной программы по предупреждению и противодействию торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов (GLO.ACT).

Основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков Как заявил Глава государства А.Г.Лукашенко, «настойчивость и системные решения в сфере противодействия распространению наркотиков действительно позволили переломить ситуацию на наиболее угрожающих направлениях. Это выбило у наркодельцов почву из-под ног.., что спасло не одну молодую жизнь». «Вместе с тем, – подчеркнул Президент, – успокаиваться пока рано. Беларусь не изолирована от остального мира, и наркоугроза остается». Работа на данном направлении проводится по следующим ключевым направлениям:  пресечение каналов поставок наркотиков и деятельности организованных преступных групп и преступных организаций;  формирование полномасштабной системы профилактики наркомании (в том числе первичной профилактики потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи);  информатизация превентивной антинаркотической работы;  совершенствование мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в глобальной компьютерной сети Интернет;  разработка и внедрение программ длительной реабилитации наркозависимых лиц с качественной социальной компонентой. Противодействие незаконному обороту наркотиков и связанной с ним наркопреступности продолжает оставаться одним из приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности.


Основные усилия специализированных подразделений МВД сосредоточены на выявлении преступлений, совершаемых с использованием глобальной сети Интернет, ставшей основной площадкой для распространения наркотиков. Пристальное внимание уделяется также выявлению и пресечению каналов поставки в Беларусь наркотиков и их транзитных перевозок. МВД совместно с Министерством образования анализируются и определяются наиболее действенные методики и психологические аспекты превенции (предупреждения) наркомании, способные оказать влияние на выбор поведения молодыми людьми. В настоящее время МВД, Минздрав и Минтруда и соцзащиты ведут работу по созданию пилотного центра по проведению длительной реабилитации наркозависимых, включающего в себя социальную компоненту. Решение проблемы наркопотребления зависит от организации эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных государственных органов и органов местного управления и самоуправления, общественных организаций.