Календарный план экспериментальной деятельности

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту «Апробация модели профориентации «Школа будущего профессионала «ПРОФориентир»» на основе сетевого взаимодействия»

на 2017/2018учебный год

 

 Разработчики:

Кузнецов Виктор Степанович, директор УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Уласевич Марина Владимировна, заместитель директора по учебно-производственной работе УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Степущёнок Ольга Михайловна, методист УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Банадыкова Светлана Викторовна, педагог-организатор УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Озол Татьяна Петровна, преподаватель УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Самозванова Инна Андреевна, преподаватель УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Прохоренко Людмила Васильевна, преподаватель УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

Кухарева Елена Вячеславовна, преподаватель УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Янчилина Ольга Фёдоровна, преподаватель УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Мандрыченко Анна Николаевна, преподаватель УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Аглушевич Марина Викторовна, мастер производственного обучения УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

Муравьёва Елена Аркадьевна, мастер производственного обучения УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Сергеева Алеся Николаевна, мастер производственного обучения УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Хололова Светлана Михайловна, мастер производственного обучения УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;

Кабанова Наталья Родионовна, мастер производственного обучения УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

  

Рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета учреждения образования «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

Протокол № 1 от «31» августа 2017г.

Рассмотрен и утвержден на заседании совета учреждения образования «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

Протокол № 1 от «6» сентября 2017г.

 

 

Календарный план

экспериментальной деятельности

на 2017/2018  учебный год

 

Название проекта: «Апробация модели профориентации «Школа будущего профессионала «ПРОФориентир»» на основе сетевого взаимодействия».

Руководитель проекта: Бутрим Светлана Ришардовна, заместитель начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

Описание структуры и содержания апробируемой УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей» экспериментальной модели в данном учебном году

 

Для осуществления комплексного подхода при планировании профориентационных мероприятий, сочетания различных современных интерактивных форм, методов работы, эффективности, успешности социализации выпускников учреждений общего среднего образования разработана модель профессиональной ориентации.

 

Модель профориентации «Школа будущего профессионала «ПРОФориентир»» на основе сетевого взаимодействия»

включает в себя следующие модули:

 

  









Для организации работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир»  издаётся приказ директора, с отделами образования г. Витебска и Витебского района согласовываются программы работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир» и графики посещения лицея учащимися учреждений общего среднего образования.

Для функционирования школы организуются  профориентационные творческие группы учащихся лицея, преподавателей и мастеров производственного обучения.

Занятия в школе будущего профессионала проводятся с 1 октября по 1 июня,  дни проведения занятий: вторник, четверг,1 и 3 суббота месяца. Местом проведения занятий являются:

 - актовый зал;

- кабинет информационных технологий

- помещение постоянно действующей выставки «Сокровищница кулинарных изысков»;

- зал приёма и обслуживания покупателей;

- учебный буфет;

- учебно-производственные лаборатории;

- кабинет кружковой работы.

Предлагается примерная программа работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир»:

ПРОГРАММА

работы школы будущего профессионала

«ПРОФориентир»

 

  1. 1.     Допрофессиональная подготовка

 

Место проведения: «УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

Время проведения: каждый вторник и четверг месяца, 1и 3 суббота месяца

Приглашаются учащиеся школ г. Витебска

Количество участников: 15 человек

13.00-13.10

Встреча и регистрация участников

13.10-13.20

Инструктаж по охране труда. Распределение участников на малые группы

13.20-13.50

(1группа)

13.50-14.20

(2 группа)

14.30-15.00

(3 группа)

 

Лабораторно-практическое занятие по учебному предмету «Специальная технология» по квалификации «Повар»

Индивидуальные занятия по учебному предмету «Производственное обучение»  по квалификации «Продавец»

Индивидуальные занятия по учебному предмету «Производственное  обучение»  по квалификации «Пекарь»

Индивидуальные занятия по учебному предмету «Производственное обучение»  по квалификации «Официант»

Индивидуальные занятия по учебному предмету «Производственное обучение»  по квалификации «Каменщик»

Мастер-класс «Технология работы с шоколадом»

Мастер-класс «Технология изготовления сахарных цветов»

Мастер-класс «Сервировка стола»

Интерактивные площадки

15.20

Посещение постоянно действующей выставки «Сокровищница кулинарных изысков»  

15.20

Рефлексия

 

  1. 2.     Профессиональное становление учащихся

 

Место проведения: «УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»

Время проведения: согласно плану работы лицея

Участники: учащиеся 1 курса

№ п/п

Формы проведения

1

Научное общество учащихся

2

Недели белорусской и мировой кухни

3

Интеллектуальный марафон

4

Кулинарные поединки

5

Занятия на базе Ресурсного центра

6

Кружки «Сладкоежка», «Хлебопёк», «Карвинг»

7

Республиканские, областные и городские  конкурсы и акции

8

Участие в этапах WorldSkills

 

МОДУЛЬ «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ»


 

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь утверждена 31.03.2014 тремя государственными структурами: Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь(№ 15/27/23).

В развитии системы профессиональной ориентации молодежи особое значение должны приобрести скоординированные действия базовых звеньев системы профессиональной ориентации: учреждений общего среднего образования, учреждений профессионального образования, государственных органов образования, по труду и занятости населения, по работе с молодежью,  РО ОО «БРСМ», учреждений и организаций, средств массовой информации, семьи, общественных объединений и организаций и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодежи.

Информационная поддержка при проведении мероприятий по профориентации на телевидении, радио, через сеть интернет является самой главной составляющей. Социальная реклама является мощным идеологическим инструментарием для выполнения государственного заказа на профессиональные кадры. Выполнение данной задачи заключается в необходимости создания практики организации цикла передач о производствах, о реализации инвестиционных проектов и ведущих предприятиях города Витебска и Витебской области.

 

Схема сетевого взаимодействия  

  

 

 

 

Разработка механизма взаимодействия должна начаться с разработки нормативно-правовой базы, плана работы, организации социального партнерства, договора о сотрудничестве с социально-активными учреждениями.

 

МОДУЛЬ «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ»

 

Большинство педагогов в своей практике профориентационной работы пользуются материалами, публикуемыми в журналах, а также на официальных сайтах Национального института образования, Министерства образования, Республиканского института профессионального образования, Министерства труда и социальной защиты. Нередко источником информации выступают сайты учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Затруднения педагогов при реализации взаимосвязи обучения с профессиональной средой чаще всего вызваны сложностями определения наиболее интерактивной современной формы представления профориентационного материала.

В связи с этим необходимо повышать уровень информационной культуры педагогов, в частности формировать умение находить нужную информацию по вопросам профориентации с помощью современных информационных технологий. Развитию информационных умений педагогов, их компетенции будет способствовать:

  • повышение квалификации педагогов по теме экспериментального проекта на базе РИПО;
  • проведение конкурсов проектов по профориентационной тематике с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • проведение конкурса для педагогов «ПРОФориентир-2018»;
  • проведение заседаний методических комиссий по специальностям, по идеологической и воспитательной работе по вопросам учебных предметов с профессиональной средой, информационного, методического обеспечения профориентационной работы с  учащимися и их родителями;
  • проведение мастер-классов для педагогов, кураторов по вопросам профориентации учащихся;
  • проведение семинара «Организация профессиональных проб как форма профориентации учащихся учреждений общего среднего образования»;
  • участие в областных и республиканских конкурсах профоринтационной направленности;
  • обобщение опыта профориентационной работы.

 

МОДУЛЬ «ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

 

В соответствии с законодательством в сфере образования в учреждениях общего среднего образования может осуществляться профессиональная подготовка учащихся посредством реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) и допрофессиональной подготовки.

С целью подготовки учащихся к выбору профессии, формирования допрофессиональных трудовых умений и навыков, возможного трудоустройства или продолжения образования в учреждениях профессионально-технического на протяжении учебного года с учащимися 8 -9 классов может проводиться допрофессиональная подготовка. В процессе допрофессиональной подготовки с учащимися 8-9 классов целевыми ориентирами являются раскрытие нравственных основ выбора жизненного пути, знакомство учащихся с конкретными видами трудовой деятельности, расширение круга представлений о труде взрослых, формирование успешного опыта практической деятельности и на этой основе мотивов стремления к успеху.

Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является формирование престижа рабочих профессий, позитивного образа человека труда.

Специфика организации допрофессиональной подготовки в зависимости от возраста.

Многоаспектная направленность по-разному реализуется в тех или иных компонентах допрофессиональной подготовки на каждом из возрастных этапов. На средней ступени характерна дифференциация допрофессиональной подготовки по видам осваиваемых трудовых операций (например, обработка металла, древесины, тканей, кулинарные и кондитерские работы, обслуживание посетителей и др.) в соответствии с желаниями и потребностями учащихся, возможностями школы и спецификой её производств, окружения. При этом освоение трудовых знаний, умений и навыков, воспитание и развитие учащихся должны выступать как единый процесс, отвечающий общей цели допрофессиональной подготовки. На старшей ступени учащиеся имеют возможность свободного выбора интересующего их профиля обучения - гуманитарного, естественно-научного, математического, художественного, технического, экономического и т. п. Конкретное содержание трудовых знаний, умений и навыков, осваиваемых на допрофессиональном уровне. При выборе учащимися технического и др. профиля допрофессиональная подготовка как правило, достигает уровня начальной подготовки по конкретной профессии.

С учащимися школ могут проводиться учебные занятия профессиональной направленности на базе ресурсного центра УО ВГППЛ по производственному обучению по специальности «Общественное питание».

 

МОДУЛЬ «ПРОФЕССИОАНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ»

Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
  • определяется уровень готовности учащихся учреждений общего среднего образования к выполнению проб;
  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональная проба направлена на развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности, что достигается за счет постепенного усложнения практических заданий в соответствии с уровнем подготовленности учащихся школ к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

Преимущество модуля состоит в том, что профессиональная проба включает три важнейших компонента социально-экономической компетентности личности: технологический, ситуационный и функциональный, что позволяет выявить осознание оптимального соответствия выбранной учащимся деятельности и воссоздать целостный образ профессии.

Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащихся приемами работы с инструментом и оборудованием, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и их применением в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности.

Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет ее предметно-логические действия. Выполнение заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний. Учащийся должен найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившейся у него форме поведения.

Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения способов деятельности при помощи средств, приемов, внутренних компенсаторных механизмов учащегося. Фиксируются показатели, которых нужно достичь, исходя из задания пробы.

В результате прохождения профессиональных проб учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в профессиях разных сфер деятельности. Рассматривая профессиональную пробу как процесс, мы можем отметить ее диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности учащихся к предстоящей профессиональной деятельности, выступает эффективным механизмом формирования и развития будущей профессиональной «Я-концепции» личности.

Роль мастера производственного обучения рассматривается как роль организатора, советника, консультанта, тренера.

Кроме этого в роли консультанта могут выступать учащиеся лицея, при этом реализуется принцип «Равный обучает равного».

Для проведения профессиональных проб целесообразно разработать документальную базу – Положение о проведении профессиональных проб учащимися разных классов, согласно которому учащиеся и педагоги должны при организации профессиональных проб действовать в соответствии с определенным алгоритмом.

Учащимся школ на время профессиональ­ной пробы выдаётся дневник «Профессиональные пробы по профессии....», в нём прописаны все этапы про­фессиональной пробы и перечислены продукты, которые крайне важно получить по завершении каждого этапа.

 

МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

 

Многочисленные социологические исследования показывают, что родители значительным образом влияют на выбор профессии их детьми. Несмотря на то, что педагоги и родители осознают потребность в сотрудничестве по вопросам профессионального самоопределения, на практике они не всегда могут реализовать эту потребность, так как зачастую не располагают апробированными способами совместных действий.

Основой партнерского взаимодействия родителей и школы в подготовке учащихся к профильному обучению являются взаимное уважение, доверие к воспитательным возможностям семьи, педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в семейную жизнь.

Знакомство с семьей позволит спланировать и провести ряд кураторских часов на темы «Мое профессиональное древо», «Моя семья в настоящем и будущем», «Выбираем профессию вместе» совместно с родителями, презентующими свою профессию.

Используются такие традиционные коллективные формы работы, как родительские собрания, семинары, консультации, лекции, беседы, тренинги, родительские конференции, работа с активом родителей, деловые игры, дискуссии профессиональное информирование (оформление информационных стендов, разработка методических рекомендаций), участие родителей в различных мероприятиях и др.)

Названные способы взаимодействия лицея и семьи становятся интерактивными, когда родители выступают субъектами образовательного процесса, когда они совместно с кураторами принимают активное участие в определении и реализации механизмов повышения уровня предпрофильной подготовки учащихся. На основании изучения концептуальных подходов к семейному воспитанию можно выделить в качестве наиболее эффективных интерактивных форм и методов взаимодействия следующие: 

  • конференция по профессиональной ориентации;
  • родительский семинар;
  • дискуссия;
  • единый день профориентации;
  • форум «Роль родителей (законных представителей) и педагога в формировании выбора профессии учащимися учреждений общего среднего образования»;
  • вебинар «Особенности профориентации по специальности «Общественное питание»;
  • методы в контексте современных информационных технологий.

Основательная подготовка и проведение мероприятий по решению задач предпрофильной подготовки учащихся, совместный анализ конкретных жизненных ситуаций, обмен мнениями, консультации специалистов по тому или иному виду профессиональной деятельности помогают родителям и педагогам достичь взаимопонимания и определить оптимальные пути подготовки подростков к профильному обучению.

Психолого-педагогическое консультирование также помогает родителям осознать важность совместной работы по оказанию ребенку эффективной помощи в выборе им дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения. Коллективные и индивидуальные педагогические консультации позволяют родителям более четко осознавать склонности и способности детей, уяснять важность подготовительной работы для выбора ими профиля обучения с учетом своих устремлений и материальных.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны учреждения образования. Родитель должен чувствовать, что он нужен учреждению образования и что оно работает с ним постоянно и системно.

Для определения эффективности деятельности необходимо выработать определенные стратегии и критерии оценки достижения результатов. Предполагаются следующие шаги – вовлечение

  • в межведомственное взаимодействие, социальное партнерство предприятий, организаций торговли и общественного питания, частные предприниматели;
  • в профориентационную работу педагогические работники учреждений образования;
  • в допрофессиональную подготовку учащихся 8–11 классов;
  • охват учащихся 9–11 классов профессиональными пробами и социально-профессиональными практиками; диагностика профессиональных интересов и потребностей обучающихся, начиная с 5 класса;
  • ежегодное проведение на базе учреждений образования профессиональных недель;
  • подготовка педагогов по вопросам профессиональной ориентации в институте развития образования в рамках повышения квалификации с выдачей свидетельства.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе. Работа по социально-профессиональному самоопределению участников образовательного процесса может осуществляться за счет привлечения внебюджетных и спонсорских средств.

Через работу школы будущего профессионала «ПРОФориентир»  удастся создать гибкую и эффективную модель межведомственного взаимодействия между учреждениями и службами, организующими профориентационную работу, которая поможет улучшить качество проводимой деятельности:

  • разработать и внедрить программы непрерывной профессиональной ориентации учащихся 5–11 классов с опорой на возрастные особенности;
  • разработать комплекс диагностических материалов для анкетирования учащихся 9–11 классов на предмет выявления профессий, пользующихся повышенным спросом;
  • выстроить модель социального партнерства в организации системы профориентации;
  • повысить долю учащихся учреждений общего среднего образования, вовлеченных в профориентационные мероприятия, посредством расширения форм и обновления содержания профориентационных мероприятий;
  • увеличить количество педагогических кадров, получающих методическую поддержку и повышающих компетентность в области организации профориентационной работы с учащимися;
  • увеличить число родителей, вовлеченных в профориентационную работу.

Результатом работы над реализацией проекта станет:

  • достижение сбалансированности между профессиональными интересами учащегося, его психофизиологическими особенностями и потребностями рынка труда;
  • создание банка данных профессий, пользующихся повышенным спросом учащихся образовательных учреждений, и профессий, востребованных на рынке труда;
  • разработка траектории непрерывной профессиональной ориентации учащихся 8–11 классов с опорой на реализуемый профиль во взаимодействии с учреждениями ПТО, ССО, вузами;
  • создание программы конкурсного движения по профориентации, условий функционирования эффективной системы психологической поддержки и педагогического сопровождения профориентации учащихся;
  • разработка модели информационного пространства в учреждении образования для реализации программы непрерывной профессиональной ориентации учащихся 5–11 классов;
  • создание механизма эффективного использования психологического инструментария, направленного на профориентацию учащихся;
  • развитие системы компьютерной профдиагностики на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи;
  • расширение спектра мероприятий и тематики в рамках движения по профориентации;
  • разработка и успешное осуществление программ профконсультирования и тренинга;
  • увеличение доли учащихся, поступающих в лицей.

 

Задачи экспериментальной деятельности УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей» в данном учебном году:

  • проанализировать и обобщить современные научно-педагогические подходы к профориентационной работе;
  • разработать  структуру и содержание модели «Школы будущего профессионала «ПРОФориентир» на основе сетевого взаимодействия;
  • организовать работу «Школы будущего профессионала «ПРОФориентир»;
  • подобрать диагностический инструментарий для изучения эффективности профориентационной работы;
  • изучить и проанализировать мотивы выбора профессии и профессиональную направленность у школьников;
  • разработать и апробировать модули для реализации модели «Школы будущего профессионала «ПРОФориентир».

 

Участники экспериментальной деятельности (группа, курс, специальность (профессия)) в данном учебном году (контрольная и экспериментальная группы).

 

Специальность/Профессия

Номер группы

Курс

Кол-во учащихся

Кол-во педагогов

 Экспериментальная группа "Общественное питание" квалификации  "Повар", "Кондитер"

 

№ 10

2

30

5

Экспериментальная группа "Общественное питание" квалификация  "Повар"   "Торговое дело"  квалификация "Продавец"

№ 14

2

25

5

Контрольная группа

 "Общественное питание" квалификация  "Повар"

№ 3

1

25

7

Итого

 

 

75

19

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение экспериментальной деятельности УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей» в данном учебном году

 Кадровое обеспечение проекта

  • педагогические работники учреждения образования «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей»;
  • сотрудников Управления по труду, занятости и социальной защите, организаций-заказчиков кадров;

 

 Материально-техническое обеспечение проекта

  • учебные кабинеты, оснащённые компьютерной и оргтехникой;
  • ресурсный центр по специальности «Общественное питание», оснащённый современным оборудованием;
  • кабинет информационных технологий;
  • кабинет кружковой работы «Сладкоежка»;
  • кабинет кружковой работы  «Карвинг»;
  • библиотека, содержащая широкий спектр науно-педагогических и учебных изданий;
  • помещение постоянно действующей выставки «Сокровищница кулинарных изысков»;
  • 3 учебно-производственные лаборатории;
  • зал приёма и обслуживания покупателей;
  • учебный магазин;
  • учебный объект «Буфет»;
  • информационные ресурсы учреждения образования.

 

Финансово-экономическое обоснование экспериментальной деятельности УО «Витебский государственный политехнический профессиональный лицей» в данном учебном году

  1. Выделение средств на командировочные расходы по экспериментальной деятельности
  2. Развитие материально-технической базы, обеспечивающей экспериментальную деятельность
  3. Выделение средств на повышение профессиональной квалификации  преподавателей, участников проекта
  4. Привлечение дополнительных средств за счёт спонсорской помощи базовых организаций

 

 Содержание работы в 2017/2018учебном году

 

Название этапа

Цель

Содержание работы

Методы

исследования

Срок проведения

Оценка

эффективности ЭИД

Форма представления результатов

Крите

рии

Показа-

тели

Этап 1.

Организационный

Обеспечение необходимых условий проведения эксперимента: организационных, кадровых, методических, материально-технических, финансовых

  • подготовка приказа об экспериментальной деятельности УПТО;
  • создание творческой группы по теме экспериментальной деятельности (далее ЭД).
  • разработка, согласование и утверждение календарного плана на учебный год;
  • обеспечение финансовых, мотивационных, организационных условий для реализации программы ЭД;
  • создание условий для коллективной творческой деятельности по ЭД;
  • обучение участников творческой группы;
  • определение методики исследования;
  • подготовка учебно-материальной базы ЭД

 

 

Изучение

нормативной, научной, методической литературы по организации ЭД.

Педагогическое проектирование

 

Сентябрь 2017

Уровень профессиональной компетентности участников ЭД.

 

 

 

 

 

 

 

1человек-преподаватель, повышение квалификации,человек

1человек-мастер п/о,

1человек-методист, повышение квалификации, а Доля ИПР, принимавших ранее участие в ЭИД.

Доля ИПР, прошедших повышение квалификации по организации ЭИД.

Приказ о создании творческой группы.

План работы творческой группы.

Программа ЭД

.

.

Качество программно-методического обеспечения ЭД.

 

Разработанная программа  ЭД в полном объёме требованиям НПА

Программа ЭД УО.

Календарный план ЭД

Банк данных нормативной, научной, методической литературы по организации ЭД.

Материально-техническое обеспечение ЭИД

90 % от требуемого МТО ЭД

 

 

 

Этап 2.

Прогностично-проектировочный

Разработка

нормативного, программного, учебно-методического обеспечения

проекта

Изучение:

  • Øтеоретических исследований по теме проекта;
  • ØНПА, методической, психологической литературы по теме проекта;
  • Øосновополагающих идей, подходов, принципов

проектирования профориентациооной работы;

  • Øопыта работы, специфики УО по теме проекта.

Анализ:

  • анализ потребности

рынка в рабочих кадрах с профессионально-техническим образованием;

  • Øанализ требований заказчиков-кадров;
  • Øанализ кадрового обеспечения;
  • Øкомплексного-методического обеспечения профориентационной работы

Определение степени соответствия разработанных сценариев, планов требованиям, предъявляемым к документации  и комплексному методическому обеспечению профориентационной работы

 

Проектирование модели профориентации «Школа будущего профессионала «ПРОФориентир»» на основе сетевого взаимодействия»

 

Разработка:

  • Øразработка механизма взаимодействия УПТО, управление городских и районных отделов образования, управление по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома, учреждений образования общего среднего образования, родители, организации-заказчиков кадров;
  • Øразработка рекламной компании по привлечению учащихся учреждений общего среднего образования;
  • Ø разработка анкет для определения профессиональных предпочтений выпускников школ;
  • Øразработка, согласование и утверждение программы работы «Школы будущего профессионала «ПРОФориетир»;
    • Øразработка комплексного методического обеспечения профориентационной работы

 

Прогнозирование возможных:

  • положительных результатов;
  • негативных последствий;
  • компенсаций потерь и негативных последствий.

Теоретический анализ исследования проблемы.

Изучение опыта работы.

Анкетирование.

Тестирование.

Педагогическое моделирование.

Педагогическое проектирование.

Педагогическое прогнозирование.

 

Октябрь-декабрь 2017 

Взаимодействие УПТО, управление городских и районных отделов образования, управление по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома, учреждений образования общего среднего образования, родители, организации-заказчиков кадров

1Количество организаций-партнёров, вовлеченных в реализацию проекта.

2.Количество вовлеченных учащихся школ в работу школы будущего профессионала «ПРОФориентир»

3.Количество проведенных рекламных акций по привлечению учащихся учреждений общего среднего образования  для профессионального обучения.

4.Наличие положительных отзывов организаций-партнёров, участников школы «ПРОФориентир» о мероприятиях проекта

Аналитическая записка;

Банк данных по теме исследования.

Модель профориентации «Школа будущего профессионала «ПРОФориентир»» на основе сетевого взаимодействия»

Механизм взаимодействия

Проект рекламной компании

Образцы анкет Программа  работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир»

 

 

Этап 3.

Практичес-кий

Фиксация исходного состояния объекта проекта.

Реализация на практике поставленных задач.

Мониторинг и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция (при необходимости) применяемых подходов.

  • Ø Реализация модели профориентации «Школа будущего профессионала «Профориентир»» на основе сетевого взаимодействия»»:
    • изучение  мотивов  выбора профессии и профессиональной направленности у школьников
    • реализация принципа «Равный обучает равного»;
    • внедрение современных интерактивных форм профориентационной работы (интерактивная площадка «Адреса интересных профессий»; промо-батл «Если сегодня – завтра»; конкурс постеров-мотиваторов «Зову в профессию» по профессиям «Повар», «Кондитер», «Официант»; 
    • проведение мастер-классов и мини-профпроб учащимися и мастерами производственного обучения;
    • создание совместно со СМИ видеоматериалов профориентационной направленности;
    • вовлечение в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательного процесса

Тестирование.

Анкетирование.

Наблюдение.

Педагогический эксперимент.

Статистические методы обработки результатов исследования.

Сравнение.

 

Январь-июнь 2018

Качество структурных элементов методического обеспечения профориентационной работы

 

1.степень соответствия разработанных сценарией, планов требованиям, предъявляемым к документации  и комплексному методическому обеспечению профориентационной работы;

 2.степень наличия (доступность) электронных копий материалов;

3.результат экспериментальной оценки качества методических разработок

Оформление материалов проекта.

Аналитические, разработанные

материалы.

Нормативно- правовая база для работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир»

 Проведение обучающих семинаров, круглых столов по работе модели

Интерактивные площадки

Планы проведения мастер-классов

Этап 4.

Обобщающий

Обобщение результатов ЭД, организация их внедрения в образовательный процесс УО.

Обработка и анализ полученных результатов, соотнесение их с целями и задачами проекта.

Анализ полученных результатов.

Оформление результатов ЭД.

Разработка методических рекомендаций по использованию полученных результатов  в образовательном процессе УО.

Анкетирование.

Анализ и синтез.

Сравнение.

Обобщение.

Социометрия.

Ранжирование.

Март

–май 2018.

Качество работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир»

1.Доля (%) выпускников учреждений общего  среднего образования, ставших учащимися лицея.

2.Доля (%) учащихся лицея, вовлеченных в работу школы будущего профессионала «ПРОФориентир» по принципу «Равный обучает равного».

3.Процентное соотношение участников проектных мероприятий

4.Количество мероприятий  профориентационной направленности

5.Освещение работы школы будущего профессионала на сайте лицея, публикации в СМИ.

Промежуточный отчет о результатах ЭД.

Творческие отчёты работы школы будущего профессионала «ПРОФориентир»

Разработанные материалы, методики, графики, таблицы и т.д.

Рекомендации по использованию полученных результатов и т.д.